Операции эстетической маммопластики
Пластическая хирургия. Операции эстетической маммопластики. Любой отдельный хирургический маневр когда-то появился как ключевой момент маммопластики, адекватный концепции его автора этой операции. Некоторые из них сохранили имя автора, выразившего этим хирургическим приемом свое видение смысла маммопластики. Ныне эти маневры включаются в операцию по усмотрению хирурга, если тот понимает концептуальные соображения автора, или же повторяются автоматически, если хирург не склонен к анализу показаний к тому или иному рукодействию. Во втором случае операцию выполняют как затверженную последовательность обязательных маневров без понимания их роли. Так, сегодняшний хирург далеко не всегда знает, что обязательная для него деэпидермизация ножки была предложена Е. Schwarzmann, открывшим для себя (и для его последователей) единство кровоснабжения кожи и паренхимы из субдермального сплетения как способ сохранить это единство. Поэтому хирург не представляет, как можно отделить кожу от железы, даже если этого требуют конкретные условия. Ему в некоторых обстоятельствах пришлась бы очень кстати противоположная концепция Н. Biesenbeiger о независимости перфузии железы и ее конечного органа – ареолы с соском – от подкожного сплетения. Операции, основанные на этой концепции, допускают полное отделение железы и ареолы от кожно-жирового «чехла». Ни один хирург не может с одинаковым совершенством владеть всеми без исключения операциями. Но ясно понимать все принципиальные подходы абсолютно необходимо, как указывала Е. Hall-Findlay (2002). Будучи пропагандисткой медиальной ножки САК, она, тем не менее, оставляла себе свободу пользоваться верхней ножкой для маленьких редукций, нижней – для повторных редукций, а для чистой мастопексии пользуется латеральной ножкой. Подчеркивая преимущества сохранения связей «чехла» и «наполнителя» (подход 3), и даже паренхимы, с пекторальной фасцией, она выкраивала при мастопексии два гландулярных лоскута в нижней части МЖ для их краниализации и заполнения верхнего склона МЖ, в том числе и под латеральной дермогландулярной ножкой САК, что требует отделения последней от пекторальной фасции.
[[MORE]]
Операции эстетической маммопластики. Как невозможно владеть всеми операциями, так и трудно представить себе на практике «полную свободу маневрирования» (см. «Введение»), Для решения каждой из четырех базовых задач маммопластики хирург оставляет себе несколько приемов, в которых он уверен. Но это не означает противоположной крайности – две-три операции на все случаи жизни. Тактика должна быть достаточно пластичной, чтобы осознанно заимствовать приемы из различных подходов, создавая оптимальное их сочетание в конкретной ситуации. М.Лежо мобилизует кожу в нижней полуокружности груди для лучшей ее подгонки, хотя в остальном ее операция незначительно отличается от прообраза Лассуса. Каждый, кто пунктуально следовал технике Лассуса (никакой мобилизации кожи), согласится, что по завершении операции испытывал сильное желание «хоть чуть-чуть» мобилизовать и обезжирить покровы в нижней части шва. Так почему бы и нет? Важно лишь понимать минусы и ограничения такого приема, т. е. важно знать его историю и родовое происхождение (подход 2).
Рациональное совмещение приемов, заимствованных из разных подходов, и дает устойчивые комбинации «авторских» операций, как это случилось с операцией Лежо. Понятно желание авторов таких комбинаций присвоить конкретному рисунку операции свое имя, дать ей эпонимическое название. Но это лишает авторов, отстаивающих свой приоритет в данном рисунке операции, необходимой гибкости, «покладистости», когда возникает необходимость изменить рисунок. Мадлен Лежо упорствует в необходимости липоаспирации при редукционной маммопластике. Клод Лассус не соглашается с мобилизацией кожи, охраняя авторские права. Но и тот, и другая – всего лишь последователи G. Arie (1957), до которого был L. Dartigues (1925), а ему в свою очередь предшествовал Е. Lexer (1921).
Операции эстетической маммопластики. Чем точнее мы прослеживаем родовое происхождение того или иного маневра, тем большей обузой становятся эпонимические обозначения операций, каждая из которых есть эклектическое (пусть и адекватное конкретной задаче) смешение маневров. На этом пути даже самые узкие приемы теряют устойчивые авторские имена. Так, нижнюю пирамидальную дермогландулярную ножку САК – «рабочую лошадь» современной ЭМ – привычно приписывают J. Jurado (1976), Е. Courtiss и R. Goldwyn (1977), М. S. Climo и J. Е. Alexander (1978), J. Reich (1979) и др. Но L. Ribeiro в статье 2002 года «Creation and Evolution of 30 Years of the Inferior Pedicle» («30-летняя история нижней ножки») доказывает, что нижний гландулярный лоскут впервые доложен им в 1972 году как погружной гландулярный «наполнитель» для поддержания проекции, а в 1975-м описан им и как носитель САК, т. е. нижняя пирамидальная ножка. Но и этот приоритет под вопросом, если взглянуть на нижнюю гландулярную ножку F. Kohn и J. Dalrymple (1967), которая почти повторяет метод нижней гландулярной ножки G. Axhausen (1926) и по смыслу близка к двухэтапной операции G. Joseph (1925).